Новости
/ Проректор, директор ИФУР РАНХиГС Андрей Марголин – о программе многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития»

Проректор, директор ИФУР РАНХиГС Андрей Марголин – о программе многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития»

11
августа
2020
Проректор, директор ИФУР РАНХиГС Андрей Марголин – о программе многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития»

Программы многопрофильного бакалавриата Президентской академии заметно отличаются от аналогичных в других университетах оригинальной концепцией реализации и создают для своих студентов новые возможности для профессионального развития. Корреспондент сайта Академии поинтересовался у проректора, директора Института финансов и устойчивого развития (ИФУР) РАНХиГС Андрея Марголина, в чем именно заключаются конкурентные преимущества многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития» и почему работодатели обязательно предложат выпускникам этой программы интересную и высокооплачиваемую работу.   

– Почему программа бакалавриата «Проекты устойчивого развития» является многопрофильной? Какое содержание стоит за этим модным термином?

– Суть устойчивого развития заключается в комплексном решении экономических, социальных и экологических проблем. А это возможно, если специалисты, обладающие соответствующим кругозором, междисциплинарными знаниями и умением применять их в практической деятельности будут работать и в сфере государственного управления, и в бизнесе. Кроме этого, необходимым условием достижения целей устойчивого развития, находящихся в центре внимания Организации Объединенных Наций, является эффективное международное сотрудничество.

Именно поэтому абитуриентам, поступающим на программу многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития», предоставляются различные возможности выбора будущей сферы деятельности. Например, для тех, кто ориентирован на государственную службу, предусмотрен профиль «Государственное управление устойчивым развитием» по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Если же абитуриент думает об успешной карьере в бизнесе, его профессиональным предпочтениям соответствует направление «Менеджмент» и профиль «Управление проектами устойчивого развития». А профилем «Международные программы устойчивого развития»» по направлению подготовки «Международные отношения» заинтересуются будущие специалисты по решению глобальных проблем устойчивого развития, которое без углубления многостороннего международного сотрудничества практически невозможно.

– Понятно, что перечисленные вами профили объединены идеей подготовки специалистов, знающих, как достигаются цели устойчивого развития и способных применить эти знания на практике. Но если абитуриент планирует работать в бизнесе, он же может поступить на направление «Менеджмент» по профилю «Управление проектами устойчивого развития» и даже не знать, что он учится на программе многопрофильного бакалавриата.

– Этот момент принципиально важен для понимания сути рассматриваемой программы. Дело в том, что выбор будущей специальности совсем не обязательно делать сразу. В течение первых трех семестров студенты, поступившие на направления «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и «Международные отношения» по программе многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития» изучают универсальное «ядро» дисциплин и проходят единую ознакомительную практику. И только после завершения этого общепрофессионального блока с помощью профессорско-преподавательского состава ИФУР нужно будет окончательно определиться с будущей специальностью.

А это означает, что у наших студентов «окно возможностей» существенно расширяется. Во-первых, их решение о выборе траектории профессионального развития будет приниматься не в условиях неизбежного стресса, связанного с поступлением в вуз, а на полтора года позже, с учетом полученного багажа знаний. Во-вторых, междисциплинарный характер проблематики устойчивого развития создает предпосылки для формирования будущей карьеры по технологии «вращающейся двери», означающей, что наш выпускник будет успешным и на государственной службе, и в бизнесе, и в общественном секторе. Причем, смена сферы деятельности, которая в течение активной жизни может произойти неоднократно, не будет связана для него с переходом в зону психологического дискомфорта, а, скорее, наоборот, станет новым интересным вызовом . В-третьих, на программе многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития» создана развивающая среда обучения, «визитной карточкой» которой является наличие широких возможностей общения с руководителями органов государственной власти и топ-менеджерами успешных корпораций, а также участие студентов в проектной работе.

– Если посмотреть документы ООН, то можно обратить внимание на 17 целей устойчивого развития. И эти цели очень разные. Например, «снижение уровня неравенства внутри стран и между ними» и «принятие срочных мер по борьбе с изменениями климата и его последствиями». Как при разработке концепции программы многопрофильного бакалавриата вы учитывали такие глубокие различия? Есть ли в механизмах достижения разных целей устойчивого развития что-то общее?   

– Прежде всего, устойчивое развитие - это целая философия. Ее суть в том, что поколениям, живущим в настоящее время, нельзя принимать решения, улучшающие их жизнь за счет своих детей и внуков. Если, например, страна живет в кредит, расплачиваться за который придется в будущем ценой ухудшения качества жизни следующих поколений, это не соответствует философии устойчивого развития. Аналогичный вывод касается и решений, в результате которых обостряются экологические проблемы.

Но если действовать в соответствии с философией устойчивого развития, придется признать, что ни одна из его целей не может быть достигнута без эффективного инвестирования. А это значит, что профессионал в области управления проектами устойчивого развития, на какое бы направление подготовки он не поступил, должен хорошо разбираться в вопросах привлечения инвесторов, оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и государственных программ.

Именно поэтому программа устроена так, что ее выпускник будет готов к сдаче квалификационного экзамена по профессиональному стандарту «Специалист по работе с инвестиционными проектами». Экзамен сдают в центре оценки квалификаций разработчика этого стандарта – Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития, которая является стратегическим партнером программы. Это важно, поскольку такие стандарты утверждены Минтрудом и признаются профессиональным сообществом.

Диплом Президентской академии и подтверждение профессиональной квалификации по профессиональному стандарту – это самый надежный путь к интересной и высокооплачиваемой работе. Это подтверждается и актуальными данными сайта Head Hunter из которых следует, что спрос на таких специалистов растет даже в условиях кризиса, связанного с пандемией коронавируса.

– Есть ли возможности интеграции в программу многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития» других направлений подготовки? Или «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и «Международные отношения» – это исчерпывающий и закрытый перечень?

– Данная программа реализуется в Институте финансов и устойчивого развития Президентской академии на основе специально разработанного образовательного стандарта, прошедшего всю необходимую экспертизу и получившего поддержку потенциальных работодателей. Этим стандартом предусмотрены возможности интеграции в программу таких направлений подготовки как «Техносферная безопасность», «Биотехнология» и «Инноватика». Мы предполагаем на будущий год организовать прием, по крайней мере, на некоторые из них. Тем более, что уже сегодня мы имеем таких качественных партнеров, как Федеральный исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН и Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды «ВНИИ Экология». Возможно, в перспективе мы подумаем и других актуальных направлениях подготовки.

– И все-таки про устойчивое развитие больше говорят за рубежом, а в России эта терминология пока не столь популярна. Почему вы считаете, что программа многопрофильного бакалавриата «Проекты устойчивого развития» найдет своего абитуриента? Не получится ли так, что поступающие выберут более традиционные направления подготовки?

– На мой взгляд, представление о том, что устойчивое развитие – это нечто абстрактное, уходит в прошлое. Давайте посмотрим на перечень приоритетных национальных проектов и сопоставим их с целями устойчивого развития. Каждый, кто сделает это несложное упражнение самостоятельно, сможет легко убедиться в том, что выпускники нашей программы многопрофильного бакалавриата – это готовый кадровый резерв для реализации национальных проектов, говорить об актуальности которых, думаю, нет необходимости.

Знаете, научный руководитель программы, нобелевский лауреат, южнокорейский профессор Рае Квон Чунг иногда говорит о том, что скоро наступит время, когда знать 17 целей устойчивого развития, утвержденных ООН, будет так же естественно, как таблицу умножения.

Хочу добавить, что мы верим в нашего умного, креативного и амбициозного абитуриента. Он видит перспективу качественного образования, которое сможет получить на многопрофильном бакалавриате «Проекты устойчивого развития». Уже сегодня на соответствующие программы по «Государственному и муниципальному управлению», «Менеджменту» и «Международным отношениям» подано более 1000 заявлений, в том числе более 800 – на обучение на договорной основе. Этот проект будет развиваться и дальше, у него большое будущее.




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Приемная комиссия
Телефон: +7 4922 33-21-53
E-mail: pk@vlad.ranepa.ru

Учебный процесс
Телефон: +7 4922 43-03-42
E-mail: utva_t@vlad.ranepa.ru
Дополнительное образование
Телефон: +7 4922 53-26-83
E-mail: olhova_e@vlad.ranepa.ru
Пресс-служба
Телефон: +7 4922 33-32-09
E-mail: golovko_m@vlad.ranepa.ru
Приемная директора
Телефон: +7 4922 53-28-57
E-mail: post@vlad.ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления